Благотворительный Фонд Защиты Детства

Новости

ПРИНЦИПЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ШКОЛ. 08.03.2013 05:34

Система образования в любой стране требует больших затрат. Деньги на каждого ученика выделяются немалые. Если учесть, что в расходы нужно включать и научно исследовательские и педагогические ВУЗы, и все чиновничьи структуры от системы образования, то сумма, выделяемая государством на одного ученика в год, довольно приличная. По каким принципам распределяются деньги, выделяемые государством? В целом можно выделить три основных принципа:

1.         Централизованное распределение. Устанавливаются определённые расценки на оплату труда учителя и деньги из бюджета спускаются в кассы школ, в распоряжение местных Управлений образования. Директора школ никакого отношения к деньгам не имеют. Не могут распорядиться средствами в целях модернизации системы обучения. Учителя "сидят" на "голой" зарплате, а чиновники разных уровней имеют возможность заниматься списанием полученных средств за якобы выполненные работы, покупку необходимых школе услуг и оборудования. Нпример: родители  класса за свой счёт вставляют в класс, где учатся их дети, новые пластиковые окна. Окна оприходываются и на них оформляется запрос средств из бюджета. Средства могут обналичиваться и делиться между чиновниками "по чину". Кому больше, кому меньше.

2.          Распределение фиксированных выплат на каждого среднестатистического  ученика. Как и в первом случае, средства на обучение ученика правительство распределяет по школам, но конкретно указывая среднюю сумму расхода на обучение одного ученика. Преимущество такой системы в том, что коллектив школы может всегда посчитать сумму ежегодных поступлений, умножив количество своих учащихся на стоимость обучения одного ученика. Бухгалтерия прозрачна. Школа заинтересована в том, чтобы учиться пришли как можно больше учеников. Чем больше учеников, тем больше возможностей у школы и меньше злоупотреблений у чиновников. Между школами появляется здоровая конкуренция.

3.           Выделение целевых средств родителям, для обучения детей.  Такой способ финансирования школ практикуется в ОАЭ и некоторых других странах. Родители сами выбирают своим детям школу. По своей сути этот способ мало чем тличается от предыдущего, но здесь отпадает необходимость кормить специальные чиновничьи структуры, созданные для распределения средств между школами, а значит имеющих возможность злоупотреблять своим положением. Здоровая конкуренция между школами присутствует в полной мере.

 Централизованное распределение в России досталось нам от СССР. Такой всеобъемлющей  системы распределения как в стране советов, не было больше нигде, но коммунистам было у кого учиться. Такой же централизованной система распределения средств между школами была и в царской России. Насколько она была честнее, это уже тема другой публикации.

      

          

                                                                                                                  Ю.Лазин